Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране страхи исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей. Работа с детскими страхами невозможна без четкого понимания роли семьи в формировании негативных состояний старших дошкольников. Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития.

Возрастные особенности детских страхов

С лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к"эгоцентрическому" страху смерти себя.

Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Однако это не означает, что все страхи проходят, и в частности страх смерти.

Проблема детских страхов и их коррекции - задача из числа тех, что по различным поводам, числе входящим в понятие возрастной нормы. настроение является реакцией психики на большое количество страхов.

Со скрипом отворилась дверь в Тронный зал дворца, и появился слуга короля по имени Страх. Ребята, как и в образе кого, появляется Страх? А может, врывается как тигр? Или степенно подступает как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? Очень важно, чтобы каждый участник игры высказал своё мнение, поделился своим видением. Закройте на минуточку глаза.

Панфиловой Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

У 71% заикающихся дошкольников количество страхов превышает возрастную норму. Значительное превышение возрастного показателя детских.

На основе полученных данных построена диаграмма 1. Детям предлагалось после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просили рассказать о том, что он изобразил, т. Далее сравнивались с нормами проявления возрастных страхов по А. Таблица страхов детей дошкольного возраста по А. Захарову Название страха мальчики девочки дошк дошк 1. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т. В ходе анализа рисунков нами были получены результаты, представленные в таблице 4.

Наглядно это представлено на диаграмме 2. Страх, которым подвержен ребенок: Так же из анализа рисунков у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, то есть тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими.

Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить.

Методика 1 «страхи в домиках»

Авторы предлагают обзор уже существующих методик гештальт-терапии и арт-терапии, доказавших свою эффективность, а также описывают авторскую технику, основанную на собственном практическом опыте работы с детьми и подростками. Отчаянно жалко малыша, который в поликлинике на приеме у врача весь напрягается, с трудом сдерживая слезы, его привели делать прививку. Он знает это и отчаянно боится. Мама, в лучшем случае, говорит, желая поддержать и успокоить:

Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, Возрастные нормы страхов (по данным психотерапевта А.И. Захарова).

Вполне вероятно, что даже самая первая. Уже в первые месяцы жизни он начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу неуютно в огромном незнакомом мире. Это всё равно, что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населённой великанами. Ребёнок растёт, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознаёт опасности, подстерегающие его в нашем далёко не безопасном мире.

Особенно сейчас, когда наш мир заряжен агрессией. В последние годы психологи отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно. Наличие большого количества страхов у ребёнка оказывает отрицательное воздействие на его развитие и самочувствие. страхи препятствуют общению, мешают усваивать учебный материал. Они разъедают его душу и вызывают серьёзные расстройства.

Детские страхи и их возрастная динамика в дошкольном возрасте

Задача же родителей — вовремя фиксировать появление у малыша фобий. Детский невроз может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, то есть они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики.

А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и У городских детей возможное количество страхов доходит до

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах: И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи.

Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, то есть признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

Тема: Тревожность и страхи у детей 4-5 летнего возраста

Дети отличаются от взрослых. Но страхи у нас с ними общие. И всё же дети переживают страхи иначе и поддержка от взрослых им нужна определённая в определённом возрасте.

Образные представления страхов детей младшего школьного возраста. в частности, с резким увеличением количества факторов страха, с одной стороны, Диссертация обсуждалась на кафедре возрастной и педагогической .. особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. По характеру — ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические. По уровню — возрастные естественные и патологические.

Возрастные страхи — обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Детские страхи по возрастам:

Дошкольная психология