Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни. Страх перед собой может принимать различные формы: В принципе, можно выделить пятую группу экзистенциальных страхов — страх перед порядком и хаосом жизни, который может выражаться или в навязчивом стремлении раз и навсегда установить определенный порядок вещей при этом бояться новизны и беспорядка или, наоборот, в желании разрушать определенность жизни испытывая страх от необходимости следовать жестко определенному порядку. Однако эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, что мы считаем целесообразным выделение только четырех групп страхов. Например, страх перед новизной и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства имеет общие корни с такой чертой психики человека, как стремление к неизменности и порядку. Как отмечал немецкий психолог Фриц Риман, некоторые люди так планируют свое будущее, как будто их жизнь безгранична, мир стабилен, а будущее предвидимо, что на самом деле является чистой иллюзией [2].

Экзистенциализм

Страх смерти мучительнее, чем сама смерть. Лабрюйер Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Это, так сказать, их отрицательные стороны. Но, как всегда бывает в жизни, есть и плюсы.

Многозначность понимания в науке страха в целом и страха смерти в Щербатых () – в группу экзистенциальных страхов; у А.И. Захарова В целом, концепции, которые, так или иначе, пытаются объяснить причины страха.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни.

В комментариях к книге С. А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая. Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека.

Существенное значение для последующей психологической разработки этой проблемы имело подчеркивание Кьеркегором субъективности страха.

Первые две причины имеют биологическое происхождение, и поэтому для их устранения требуется изменить биологическую основу человека, что пока не представляется возможным. Если же экзистенциальный страх есть порождение игры ума, а не результат травмы рождения, как у Фрейда, то избавление от него возможно путём продолжения той же самой интеллектуальной игры, и не должно вызывать существенных затруднений.

Это заключение, однако, не соответствует наблюдаемой действительности. Во всяком случае, интегральные психологи, предлагающие на этот счёт программы духовного совершенствования и избавления от страха, положительного результата в обозримые сроки не гарантируют. Придерживаясь этой точки зрения, единственным способом преодоления страхов оказывается принятие жизни и смерти как данности, признание жизни и смерти как двух сторон единого процесса, смысла существования.

Впрочем, рекомендации, данные на основе такого предположения не всегда выглядят основательными.

Страх исчезнуть без следа терзает людей много тысяч лет. психотерапии, экзистенциального анализа и логотерапии, страх смерти.

Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного.

На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору. И достаточно часто большинство людей этим влияниям поддается, действуя вполне предсказуемым образом. Вся традиционная, позитивистская психология на том и стоит, как и большая часть клинической психологии.

Существуют, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в жизни, где не срабатывает ни один из традиционных подходов. Первые — это ситуации кризиса, жизненного краха, когда рушатся сложившиеся структуры, сформировавшийся жизненный мир, и сколько-нибудь четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире, практически не остается.

Подобные ситуации традиционно описываются как"пограничные" — в экзистенциальной философии или через понятие"кризиса" — в клинической практике. Это ситуации, связанные с потерями, смертью близких, социальными катаклизмами. С ними приходится постоянно сталкиваться тем, кто работает с беженцами, мигрантами и пр.

Вы точно человек?

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

Панфилова Е.М. ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА // VIII В чем же причина этого . Страх в понимании Кьеркегора представляет собой экзистенциально-религиозный опыт переживания человеком самого.

Другие способы С чем мы имеем дело Экзистенциальный кризис — это состояние человека, при котором он постоянно ощущает тревогу и глубокий психологический дискомфорт в определении смысла своего существования. Человеку кажется, что жизнь проходит мимо него, а он не знает, чем ее заполнить, и это выбивает почву из-под ног.

Наибольшее распространение данная проблема получила в обществах и культах, где удовлетворены основные базовые потребности личности — в пище, воде, жилье и безопасности. Экзистенциальные проблемы Неэкзистенциальное мировоззрение говорит о предопределении судьбы каждой личности некими сверхъестественными силами, а недоверие к этому рождает экзистенциальный кризис, то есть человек осознает неопределенность своего существования и неизбежность приближающегося финала.

И в результате возникает своеобразный экзистенциальный парадокс — это когда, с одной стороны, человек верит в важность жизни отдельной личности, а с другой — не видит глубокого смысла и предназначения в человеческом существовании в целом, что делает дальнейшее существование крайне сложным и запутанным. В этот период он начинает задаваться вопросами жизни после смерти, существования Бога и предопределения судьбы, появления этого мира и его смысла.

Экзистенциальный или витальный страх.

Он самозабвенно делает состояние, жертвует своим достоинством ради карьеры, или же всеми доступными способами прорывается к известности. А все потому, что в глубине его новоевропейской нигилистической души таится страх перед смертью. Отсюда - почти повсеместное стремление найти того, кто готов выслушать страждущего и тем самым облегчить его страдания.

Зачастую в такой роли выступает жена или любовница, сосед или сослуживец, близкий или дальний родственник. Еще реже - священник.

Но существует страх другого рода – метафизический, предмет которого не не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Проблема страха рассматривается также представителями экзистенциальной.

Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом. Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни. Немного теории Термин берет свое начало из философии. Они утверждали, что существование человека в этом мире объясняется только иррационально.

То есть единение с тонким миром ощущается при условии смертельной опасности. Именно угроза для жизни помогает осознать всю ценность земного существования и перейти на новый, значимый уровень развития. Экзистенциализм позволил зародиться новой психологической школе, которая основывается на гуманистическом подходе. Она и обосновала такой термин как экзистенциальный кризис.

Как побороть страхи у взрослых

Бытие и неподлинное существование Как известно, существует два экзистенциализма. Первый из них зародился в группе профессиональных философов, идеи которых до недавнего времени были достоянием крайне узких кругов интеллектуалов. Основное значение экзистенциализма как первого, так и второго рода состоит в том, что оба они стали своеобразными знамениями времени.

Действительно, этот второй экзистенциализм практической направленности был и остаётся одной из разновидностей течений, созданных представителями ранее упомянутого потерянного поколения, глубоко травмированного последним кризисом современного мира. Но именно поэтому его последователи в некотором смысле находятся в более выгодном положении по сравнению с кабинетными экзистенциалистами от философии, в большинстве своём вышедшими из среды университетских профессоров. Хотя последним и удалось в своих размышлениях дойти до постановки проблем, связанных с кризисом современного человека, большинство из них продолжали и продолжают вести мелкобуржуазный образ жизни, крайне далекий от антиконформистского поведения, которое демонстративно практикуется различными представителями другой ветви экзистенциализма.

Психология страха естественна для каждого – боязнь и малодушие делать , если вы испытываете страх, когда для него нет никаких реальных причин". Экзистенциально-гуманистический психотерапевт Андрей Голуб:"Мы все .

Смерть уносит плохих детей. Она ловит их и забирает с собой. Она не любит детей. Мужчин и женщин смерть тоже уносит. На самом деле так. Однажды я говорил о ней, и ночью пришла настоящая смерть. У нее есть все ключи, поэтому она может открывать все двери. Она вошла, все перевернула вверх дном. Подошла к кровати и начала стягивать одеяло. Но я хорошо укрылся. Она не могла меня раскрыть.

Смерть приходит, когда кто-то умирает; она приходит с косой, скашивает его и забирает. Когда смерть уходит, от ее ног остаются следы.

Психосоматика. Не путайте причину со следствием!